Власти проехались по перевозчикам 27.10.2013 14:36
Россия выглядит привлекательным партнером на фоне экономически нестабильных европейских стран, поэтому западные страны готовы субсидировать свой экспорт, полагают участники финансового рынка. Об ожидаемых и неожиданных изменениях в законодательстве и таможенном регулировании, а также о наиболее интересных инструментах торгового финансирования эксперты говорили на круглом столе "Торговое финансирование как инструмент развития ВЭД", проведенном ИД "Коммерсантъ" 25 сентября
Грузовые автоперевозчики, а вместе с ними и компании, осуществляющие импорт и экспорт продукции, напряженно ждали 14 сентября. Именно тогда должна была измениться система пропуска грузовых автомобилей через границу. На смену привычным знакам TIR должно было появиться дополнительное дорогостоящее национальное обеспечение — банковские гарантии, поручительства, которые бы обеспечивали уплату таможенных пошлин в российский бюджет. TIR (Transports Internationaux Routiers, в переводе — "международные дорожные перевозки") является международной системой таможенного транзита. Такая система позволяет перевозить груз из страны отправления в страну назначения под таможенными печатями, которые действуют на протяжении всего маршрута. Впрочем, 14 сентября, в последний момент, глава Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрей Бельянинов подписал письмо, в котором говорится о том, что новая процедура оформления транзита будет применяться только в Сибирском и Дальневосточном таможенных управлениях. Остальные управления будут работать по прежней схеме, которая выглядит следующим образом. В соответствии с Таможенной конвенцией ООН 1975 года такую уплату гарантируют книжки МДП, которые перевозчикам продает Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП, представитель Международного союза автомобильного транспорта в РФ). В ФТС считают, что АСМАП задолжала бюджету около 20 млрд рублей. При этом в организации долги не признают.
Участники круглого стола полагают, что изменения для других субъектов, в том числе для Северо-Западного региона, еще впереди. С 1 декабря истекает соглашение таможни с ассоциацией автоперевозчиков, выдающей книжки МДП. Впрочем, о том, что конкретно планирует делать ФТС, информации нет.
Советник таможенной практики Ernst & Young Дмитрий Майоров полагает, что с 1 декабря, вероятнее всего, МДП перестанет существовать в России. "При этом жить станет сложнее и дороже тем, кто занимается международными автоперевозками. Адекватной и удобной замены МДП пока не предложено. Скорее всего, все эти изменения принимаются в интересах поручителей, которые сейчас представлены на рынке", — рассуждает господин Майоров.
Коммерческий директор компании "Дизайн-Карго" Алексей Захаренко полагает, что ФТС следует предложить альтернативные методы прохождения границы, которые бы работали наряду с уже существующей системой. Тогда впоследствии можно было бы определить, какой механизм работает лучше.
Сопредседатель комитета по таможне и транспорту Американской торговой палаты в Петербурге Юрий Ковалев не исключает, что новая система прохождения границы отразится на торговле со странами Южной Европы. "Если машина идет из Турции, то, соответственно, проходит Болгарию, Румынию, Молдавию, Украину. Если не будет МДП, то в каждой стране придется проходить национальную процедуру. В этом случае машина придет "золотая" в Россию", — рассуждает господин Ковалев. Он уверен, что в целом на рынке нововведения отразятся негативно.
Участники круглого стола отмечают, что изменения в системе прохождения границы в большей степени отразятся на иностранных перевозчиках, которым гораздо сложнее будет получить гарантийное обеспечение. Если на российском рынке останутся только отечественные перевозчики, они поднимут стоимость рейсов, полагают эксперты.
Эксперт по правовым вопросам Гильдии профессиональных участников ВЭД Анастасия Чурсина отмечает, что последний год таможенное законодательство развивается вместе с дорожной картой "Совершенствование таможенного администрирования". В течение года документ получил новую редакцию, в которой были уточнены некоторые цели и задачи. Госпожа Чурсина отмечает, что работа над дорожной картой свидетельствует об интересе к бизнесу со стороны таможенных органов.
"Из-за введенной обязательной оценки регулирующего воздействия государственным органам сейчас приходится считаться с мнением бизнеса, пускай даже это выражено в такой централизованной форме. На официальном портале правительства и Минэкономразвития, где вывешиваются проекты нормативно-правовых актов, каждый может зарегистрироваться и оставить свое мнение. Впрочем, мы пока не понимаем, насколько это мнение учитывается", — говорит Анастасия Чурсина.
Для бизнеса все эти изменения действительно имеют положительное влияние: теперь нормативные акты практически не появляются внезапно. Впрочем, есть и исключения. Например, Анастасия Чурсина обратила внимание участников круглого стола на Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям", вступивший в силу 30 июня. "Закон прошел незаметно. Так бывает, когда министерство или ведомство считает, что закон приводится в соответствие. В этом случае закон приводился в соответствие с рекомендациями FATA, межправительственной организации выработки мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Россия является членом этой организации, поэтому рекомендации носят обязательный характер", — рассказывает Анастасия Чурсина.
Закон ужесточает административную и уголовную ответственность за нарушение валютного законодательства. "Ужесточение валютного законодательства распространилось на укрупнение партий. Общая сумма невозврата теперь будет считаться по всем контрактам, которые есть у компании общим итогом за год. Недополучить по каждому контракту небольшую сумму теперь не получится — за это привлекут к ответственности", — предостерегает Анастасия Чурсина.
Кроме того, законом вводятся дополнительные риски по договорам с офшорными компаниями. Проведение финансовых операций с резидентами, зарегистрированными в офшорных законах, закрепляется как рисковая зона, подлежащая тщательному контролю в целях предотвращения нарушения таможенного законодательства.
КоммерсантЪ