Таможня отменяет конвенцию

« Назад

Таможня отменяет конвенцию 01.06.2014 20:06

С декабря прошлого года импортеры в России больше не могут пользоваться международной системой транзита TIR. С июля она может закрыться и для российских экспортеров

Транзитная процедура предусмотрена Таможенной конвенцией о международных дорожных перевозках (TIR) от 1975 г. Конвенция создана под эгидой Европейской экономической комиссии ООН, ее подписали 68 стран, включая Россию. Основная цель конвенции — упростить таможенное оформление грузов при пересечении границ. Для этого страны договорились использовать книжки TIR в качестве гарантии уплаты таможенных платежей во время транзита. При наличии книжки не нужно при пересечении границы проходить таможенный досмотр и вносить платежи. После досмотра в стране отправления груз пломбируется, а поставщик получает книжку TIR с отрывными талонами. При пересечении границ стран — участниц конвенции достаточно предъявить такой талон: он служит финансовой гарантией уплаты всех таможенных платежей. Гарант — авторизованное Международным союзом автомобильного транспорта (IRU) национальное объединение, в России это Ассоциация международных автоперевозчиков (АСМАП).

По данным IRU, Россия — один из наиболее активных пользователей книжек TIR (страны — члены ЕС при внутренних перевозках книжками TIR не пользуются, в Европе действует своя система гарантий). По процедуре TIR совершается около 700 000 операций в год.

Но летом прошлого года Федеральная таможенная служба (ФТС) объявила, что перестанет принимать книжки TIR в качестве гарантии уплаты пошлин и налогов. Сначала в это никто не мог поверить, рассказывали «Ведомостям» таможенные юристы и логисты: де-факто это означало, что по решению одного из ведомств Россия как субъект международного права отказывается от выполнения международных обязательств, которые она приняла, подписав конвенцию TIR. О том, что книжка TIR больше не будет приниматься в качестве обеспечения платежей, таможня впервые сообщила письмом в июле 2013 г. По сей день нет ни одного нормативного акта, закрепляющего это решение, удивляется федеральный чиновник: ФТС не согласовывала его с ведомствами и не проводила оценку регулирующего воздействия с участием бизнеса.

К бизнесу ФТС один раз все-таки прислушалась: по просьбе членов Ассоциации европейского бизнеса таможня перенесла ввод новых правил с августа прошлого года на сентябрь. С сентября ФТС начала постепенно отказываться от книжек — сначала на Дальнем Востоке и в Сибири, где они и так практически не используются, а затем на европейской территории России. Окончательно ФТС отказалась принимать книжки TIR в декабре 2013 г.

Спорный долг

Официальная причина отказа от международной процедуры — конфликт ФТС с национальным гарантирующим объединением, АСМАП. ФТС обвиняла АСМАП в том, что ассоциация не платит по своим обязательствам: в случае если пошлины не оплачены после пересечения границы, а поставщик пользовался книжкой TIR, возместить недостачу должна АСМАП, максимальное покрытие для одной партии — таможенные платежи на сумму в 60 000 евро.

ФТС заявила, что АСМАП с 1996 г. задолжала казне 20,8 млрд руб. (8,9 млрд руб. — основной долг, остальное — пени). При этом таможня и не надеялась взыскать такую сумму, объясняла замруководителя ФТС Татьяна Голендеева, но хотела исключить проблемы в будущем.

Ни АСМАП, ни международный гарант IRU долг не признали: операции по каждой из книжек TIR можно в режиме реального времени отследить при помощи международной системы SafeTIR, в прошлом году было зафиксировано лишь 105 требований от ФТС на сумму менее 100 млн руб. Старые долги были урегулированы специальным соглашением между АСМАП, IRU и ФТС, объясняла ассоциация, а новых нет — ни по одной из книжек срок оплаты еще не истек. 

В ноябре прошлого года ФТС направила в IRU список из 4209 нарушений, перечислить платежи по которым должна АСМАП. Но IRU выяснил, что в 2054 случаях из них ФТС сама же не обращалась к АСМАП с требованием об оплате или не успевала сделать это в установленные сроки, еще 621 претензию таможни отклонил суд, 119 все-таки оплатил гарант, еще три были на рассмотрении.

В конце февраля Арбитражный суд Москвы полностью удовлетворил иск АСМАП к ФТС о защите деловой репутации. Суд признал, что официальные заявления ФТС о долге АСМАП, размещенные на сайте таможенной службы, а также высказывания руководителя ФТС Андрея Бельянинова и начальника управления по связям с общественностью Александра Смелякова не соответствуют действительности. Всем ответчикам предстоит выступить с опровержением, причем Бельянинов по решению суда должен будет записать его на видео — суд признал порочащими деловую репутацию АСМАП его высказывания в интервью телеканалу РБК

АСМАП отстаивала не только свою деловую репутацию, но и процедуру TIR: АСМАП обратилась в Высший арбитражный суд (ВАС) с заявлением о признании недействующими всех писем ФТС, которыми она вводила новые правила таможенного обеспечения в таможенных управлениях. Коллегия ВАС поддержала перевозчиков, но импортерам это не помогло, удивляется человек, близкий к IRU: 18 февраля ФТС приняла распоряжение «о проведении эксперимента» в отношении товаров, которые перевозятся с книжкой TIR. Эксперимент, как следует из распоряжения, предусматривает, что книжки приниматься не будут. Сроки проведения — с 18 февраля по 1 июля 2014 г.

Угроза экспортерам

Чтобы сейчас ввести товар в Россию, вместе с книжкой TIR требуется гарантия уплаты таможенных платежей национального образца (например, банковская гарантия, поручительство или залог). Стоимость перевозки из-за этого выросла: помимо книжки TIR, которая стоит около $100, нужно также заплатить в среднем 1800 руб. за гарантию национального образца и еще свыше 2000 руб. за процедуры выпуска и регистрации. Сэкономить можно, ввозя товар на территорию Таможенного союза через Белоруссию, рассказывает один из перевозчиков, там книжки TIR пока принимаются.

ФТС ввела еще один эксперимент: с ноября добросовестные российские перевозчики из списка, утвержденного службой, могут ввозить товары вообще без обеспечения. В списке 500 компаний, но рынок перевозчиков все-таки шире, к тому же для поставок в Европу книжка TIR все равно нужна, замечает сотрудник таможенного департамента крупного завода: перевозчикам придется тратиться и на книжки, и на национальную гарантию, а значит, стоимость их услуг возрастет.

ФТС также должна начать работу над внутренней системой транзита в Таможенном союзе по аналогии с Европой. Но когда она появится, неизвестно, переговоры с таможенными органами Белоруссии и Казахстана еще не начинались, знает федеральный чиновник. В мае премьер-министр Дмитрий Медведев поручил ведомствам разработать систему гарантий оплаты таможенных сборов «с учетом функционирования Таможенного союза и подготовки договора о Евразийском союзе». По всей видимости, речь идет о гарантиях, которые можно использовать лишь при перевозках по территории Таможенного союза, говорит сотрудник логистической компании, но как быть с грузами, которые идут из Европы, по-прежнему непонятно.

Что будет после 1 июля, пока неизвестно, признаются перевозчики и сотрудники АСМАП и IRU. Соглашение между ФТС, АСМАП и IRU, которое позволяет АСМАП выступать гарантирующим объединением по процедуре TIR в России, по решению таможни действует лишь до 1 июля. Сейчас ФТС готовится объявить конкурс на новое гарантирующее объединение. Не ясно, кто мог бы заменить АСМАП, аналогичного объединения на российском рынке пока нет, говорит сотрудник IRU, к тому же такое объединение должно быть признано IRU. Если новое соглашение не будет заключено, процедуру TIR просто нельзя будет применять в России, объясняет советник DLA Piper Марина Лякишева, т. е. книжками TIR не смогут воспользоваться и российские экспортеры.

Угроза прекращения действия TIR для всех российских поставщиков есть и сейчас, признает сотрудник IRU: страны — члены союза требуют восстановить применение книжек при поставках в Россию. В феврале президент IRU Януш Лачны уже предупредил, что, если система TIR не будет восстановлена на территории России, генеральная ассамблея IRU может отозвать гарантийное покрытие для всех российских книжек TIR. Правда, пока генассамблея к активным действиям не готова, знает сотрудник IRU, все хотят дождаться 1 июля.

Белорусский транзит

Вместо покупки обеспечения или таможенного сопровождения сейчас можно воспользоваться услугами таможенных перевозчиков, говорит гендиректор международной транспортной компании. Это удобный вариант для грузоотправителей, в итоге на рынке станет меньше иностранных автоперевозчиков, опасается он.

Эксперимент с перевозчиками, которые могут ездить вообще без обеспечения, пока не удался, констатирует перевозчик: вместо 500 в списке 150 компаний, хотя заявки подали большинство компаний, работающих на рынке. У таможни были претензии к недостаточному обеспечению по книжкам TIR, а кому-то можно ездить вообще без обеспечения, удивляется он.

Все, кто мог, перенаправили машины через Белоруссию, чтобы ездить по книжкам TIR, рассказывает другой перевозчик: «Даже с крюком получается дешевле». Официальный тариф в 1500 руб. с машины, который называла ФТС, действительно небольшой, но по факту платить приходится больше, объясняет он: на каждом пункте пропуска свои правила и свои наценки. Те, у кого нет выбора, все равно покупают гарантию прямо при пересечении границы, сетует он: банковское обеспечение — слишком дорогое удовольствие, нужно выводить деньги из оборота, а перевозчики этого себе позволить не могут, отрасль и так работает на грани рентабельности.

Если из-за конфликта таможни с АСМАП с 1 июля будет новая национальная гарантирующая организация, затраты могут вырасти еще сильнее, опасается он: у нее де-факто монопольное положение и расценки могут вырасти неконтролируемо. 

Пока компания активно использует книжки TIR при ввозе товаров через Казахстан и Белоруссию, рассказывает Николай Епихов из холдинга Asstra. Если книжки TIR вообще нельзя будет использовать, российские перевозчики будут вынуждены предоставлять обеспечение уплаты таможенных платежей в рамках национальных таможенных правил, объясняет Епихов. Стоимость услуг гарантов ЕС при ввозе товаров при таможенных платежах до 60 000 евро на практике не превышает стоимости книжки TIR, рассказывает он. Но при ввозе товаров на территорию Таможенного союза затраты будут выше, говорит Епихов: стоимость поручительства «Ростэк» декларируется в размере 1500 руб., но необходимо еще учесть дополнительные услуги, связанные с оформлением транзитной декларации, расчетом таможенных платежей, и прочие затраты.

Пока ситуация неоднозначная, отмечает директор департамента транспортной логистики «Молком» Тимур Ратников: после объявления об эксперименте ФТС и о введении требований о дополнительных гарантиях к книжкам TIR на разных пунктах пропуска действуют разные правила.

В среднем до введения ограничений со стороны ФТС таможенная лицензия на ввоз товаров из Италии в Россию стоила около 2000 руб., рассказывает Ратников, после введения ограничений — около 6000 руб., а выход России из системы TIR ориентировочно увеличит расходы перевозчика до 10 000 руб.

Пока сложно прогнозировать, как сильно вырастет стоимость перевозок, замечает начальник управления международных перевозок DPD Евгений Привалов: дополнительные затраты на обеспечение таможенных платежей лягут либо на перевозчика, либо на поставщика. В итоге импортные товары подорожают, а сроки доставки вырастут, полагает он.

 

Ведомости


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Новости