Все оттенки серого контрафакта

« Назад

Все оттенки серого контрафакта 04.05.2014 16:42

Россия вышла в европейские лидеры не только по объему продаж нелегальной и контрафактной продукции, но и по ее производству. Масштабы происходящего настолько пугают, что в правительстве всерьез задумались о создании специализированного силового органа по борьбе с контрафактом по аналогии с Госнаркоконтролем. Новое ведомство может быть наделено соответствующими полномочиями и возьмет за основу опыт работы наркополицейских. Однако, как считают эксперты, только силовыми акциями против торговцев и производителей нелегальных товаров проблему не решить

«Нелегальная» статистика

Поддельные товары в России сегодня присутствуют практически во всех секторах розничной торговли: от парфюмерии и лекарств до алкоголя и автомобильных запчастей. По данным Министерства промышленности и торговли России, на долю фальшивок приходится до 40 процентов от общего объема реализуемых товаров. Наибольшую обеспокоенность властей вызывает рост доли нелегальных спиртных напитков, лекарств, включая БАДы (биологически активные добавки) и сигарет. Например, по статистике информационно-аналитического агентства «Антиконтрафакт», ежегодно от отравления алкоголем и его суррогатами гибнет 30 тысяч россиян.

Как сообщил «Ленте.ру» руководитель Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров, после повышения акциза на крепкие алкогольные напитки (сейчас ставка акциза в стоимости пол-литра водки составляет 100 рублей) произошел резкий рост цен в рознице. В результате количество суррогата увеличилось в два раза. Сегодня почти 50 процентов продукции приходится на поддельный и контрафактный алкоголь.

Данные Союза производителей алкогольной продукции свидетельствуют, что чаще всего подделывается водка. Однако это не означает, что, покупая виски или коньяк, потребитель страхует себя от фальшивки. Как правило, нелегалы стараются замаскировать свою продукцию под известные бренды. Вместе с тем в магазинах можно найти и откровенно левый продукт.

Тревогу также бьют представители фармацевтического и врачебного сообществ. Доля серых лекарств достигает 20 процентов от общего числа продаж в аптеках. По официальной статистике Росздравнадзора, правоохранительные органы ежегодно изымают из обращения фальсифицированные и недоброкачественные лекарства на сумму до пяти миллионов рублей.

В беседе с «Лентой.ру» представитель крупной фармацевтической компании рассказал, что особой популярностью у теневиков пользуются недорогие широко известные лекарства: обезболивающие, противовирусные препараты, антибиотики. Среди лидеров антирейтинга — противовирусный препарат «Арбидол», жаропонижающее и болеутоляющее «Нурофен», а также антибиотики «Супракс» и «Сумамед». «В сегменте так называемых госпитальных препаратов (то есть тех, которые закупаются государством для нужд больниц) подделок почти нет»,— пояснил наш собеседник. Особые опасения экспертов отрасли вызывает рост продаж лекарств через интернет. Злоумышленники нередко предлагают липовые дорогостоящие медикаменты против рака и серьезных сердечно-сосудистых заболеваний. С ростом популярности у населения БАДов, продажи которых в 2013 году выросли на 20 процентов, увеличилось количество подделок в этом сегменте.

Как сообщил, выступая недавно на парламентских слушаниях, член комитета Госдумы по охране здоровья Александр Прокопьев, cудебно-криминалистическая экспертиза имеющихся в свободной продаже БАДов выявила массовые фальсификации. В препаратах были обнаружены запрещенные для использования синтетические компоненты, представляющие опасность для здоровья человека. «Под видом биологически активных добавок к пище распространяются сильнодействующие синтетические субстанции, которые завозятся в Россию из стран Азии», — пояснил депутат. Он также рассказал, что нижняя палата может в ближайшее время рассмотреть законопроект, ужесточающий ответственность за производство и сбыт фальсифицированных лекарственных средств и добавок.

Относительными новичками на сером рынке являются сигареты. Доля нелегальных сигарет в России за текущий год увеличилась в три раза и составила порядка одного процента. Такой скачок произошел из-за роста акцизов. По оценкам российского подразделения British American Tobacco, из-за нелегалов в 2013 году госбюджет недополучит более трех миллиардов рублей акцизных отчислений.

Во всем виноват…

Мнения экспертов о причинах происходящего разнятся: от обвинений производителей легальных товаров в искусственном завышении цен на них (в частности, на программное обеспечение) до непродуманности политики самого государства в борьбе с контрафактом. «В свое время, например, государство перечеркнуло все усилия по снижению доли контрафакта на рынке алкоголя только одним решением — повысив минимальную стоимость спиртных напитков, ниже которой они не могут торговаться в России», — констатировал господин Добров. «Население в своей массе не может позволить себе бутылку водки за 200 рублей. Поэтому нелегальные производители снова начали наращивать объемы производства», — добавляет эксперт.

Официальные поставщики товаров и крупные ритейлеры, в свою очередь, все чаще винят в росте продаж контрафакта интернет-магазины. Действительно, доля серых товаров, продаваемых как через российские, так и зарубежные интернет-сайты, растет с каждым годом. Например, большой популярностью у россиян пользуется крупнейший китайский онлайн-гипермаркет AliExpress. С его помощью можно купить платье как у Кейт Миддлтон, или часы как у Владимира Путина. Заведомо низкая стоимость фальшивки и ее сомнительное качество нисколько не смущают наших соотечественников. Продажи компании, в том числе в России, бьют все рекорды. Ожидается, что в 2014 году они составят 420 миллиардов долларов. При этом, по словам директора по развитию российского направления AliExpress Дениса Макавеева, Россия стала для китайского ритейлера главным рынком сбыта еще в первом квартале 2013 года.

Звучат обвинения и в адрес одной из крупнейших российских торговых онлайн-площадок — «Яндекс.Маркет». Не так давно основатель розничной сети «М.Видео» Александр Тынкован, выступая от имени членов Ассоциации компаний розничной торговли России, предложил привлечь поисковик к ответственности за публикацию рекламы фальшивок. Бизнесмен подчеркнул, что в сервисе «Яндекса» представлены товары, которые «в подавляющем большинстве являются контрафактными или продаются лицами, ведущими незаконную предпринимательскую деятельность».

Еще дальше в войне против «Яндекса» пошла Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), которая предложила блокировать сайты, размещающие рекламу контрафакта. По данным ассоциации, сегодня в России существует до 20 тысяч интернет-магазинов, занимающихся рекламой и продажей нелегальных товаров. К ним относятся такие крупнейшие игроки, как «Яндекс.Маркет» и «Товары Mail.ru». В самом «Яндексе» все обвинения отвергают. ««Маркет» — это лишь рекламная площадка, которая не ведет торговую деятельность, так что судить о легальности товаров не в компетенции компании», — заявил ранее Алексей Авдей, руководитель сервиса «Яндекс.Маркет».

Как отметил в разговоре с «Лентой.ру» профессор факультета мировой экономики и политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) Алексей Портанский, при присоединении к ВТО Россия взяла на себя обязательства по борьбе с нелегальной продукцией и контрафактом. «К сожалению, эта болезнь в нашей стране зашла так далеко, что лечить ее можно только с помощью силовых структур», — сказал эксперт.

Создание специального комитета для борьбы с фальшивками и серым импортом, конечно, можно только приветствовать. Вместе с тем, как показал опыт работы Госнаркоконтроля, на который ссылаются чиновники из Минпромторга, полностью искоренить это явление вряд ли получится. Пока россияне, руководствуясь принципом «числом поболее, ценою подешевле», покупают кроссовки Abibas, БАДы, способные излечить от рака за два месяца, и элитный французский коньяк за 200 рублей, нелегальный рынок будет только процветать.

Лента.ру


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Новости