Кто побеждает в торговой войне между Киевом и Москвой

« Назад

Кто побеждает в торговой войне между Киевом и Москвой 15.09.2014 20:50

Конфликт между Москвой и Киевом, спровоцированный присоединением Крыма к России, продолжается уже полгода. От взаимных обвинений соседи перешли к конкретным действиям: с марта между странами идет настоящая торговая война, сопровождающаяся полным запретом на торговлю определенными товарами. Данные полугодовой статистики Федеральной таможенной службы дают возможность понять, как схватка сказалась на российско-украинском бизнесе Читать полностью: http://top.rbc.ru/politics/11/09/2014/948266.shtml

В абсолютных значениях по итогам первой половины 2014 года импорт из Украины в денежном выражении сократился на 23%, экспорт на Украину вырос на 24%. Причем, если падение импорта было равномерным, то экспорт рванул во втором квартале сразу на 45%. Такой резкий рост, правда, во многом обеспечил газ, на который приходится львиная доля российского экспорта на Украину: за полугодие, по данным ФТС, украинцы получили российского топлива на $5,6 млрд, более половины из которого — как раз во 2 квартале. Без этого ключевого товара российский экспорт вырос всего на 1%. За счет чего?

Что поставляли

Больше всего прироста российскому экспорту помимо газа обеспечили нефтепродукты, поставки которых в денежном выражении выросли по сравнению с первым полугодием 2013г. почти в 1,5 раза на $705 млн, в абсолютном значении поставки выросли на 46% до почти 1,1 млн т. Значительную сумму – $249 млн – принесли и поставки нефти: в первом полугодии 2013г. Украина, по данным ФТС, не получила ни литра, а в 1 квартале 2014г. – сразу около 320 000 т.

Кто и в каких объемах поставлял украинцам сырье в разгар конфликта в Донбассе, до конца непонятно. В «Роснефти» свое сотрудничество с Украиной не комментируют. Как указано в отчетности госкомпании, «поставки нефти на Украину в 2013–2014гг. не осуществлялись». А вот нефтепродукты, напротив, по-прежнему находят украинских покупателей: в течение полугодия группа Самарских НПЗ поставляла туда сжиженные газы, масла и парафиновосковую продукцию, Зайкинский ГПП и Загорский УКПНГ — сжиженные газы, Рязанский НПЗ — мазут, автомобильные бензины, дизельное топливо и сжиженные газы, Саратовский НПЗ — дизельное топливо и вакуумный газойль, Ярославский НПЗ — бензины и сжиженные газы. Сотрудничал с Украиной и Отрадненский ГПЗ. Объемы поставок нефтепродуктов в квартальных отчетах «Роснефти» не указаны. Не раскрывают деталей украинского бизнеса и в другой госкомпании —«Газпромнефти».

«Мы практически прекратили поставки нефти на Украину, — делится представитель «ЛУКОЙЛа». — Одесский НПЗ, который закупал российское сырье даже после продажи завода группе «ВЕТЭК», с начала года свернул все свои заказы». С начала года на Украине упал спрос и на нефтепродукты, утверждает представитель «ЛУКОЙЛа», а бойкот российских заправок привел к падению продаж на АЗС компании: за I полугодие продажи на украинских АЗС снизились на 42%,говорил ранее президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов.

Отрицательную динамику поставок констатируют и в «Транснефти». Компания поставляет на Украину только дизель (класс Евро–3), и во 2 квартале его поставки заметно сократились — с 51 419 т в первые три месяца этого года до 16 097 т в апреле–июне (за весь 2013г. — 911 000 т). В мае на месяц была остановлена прокачка по нефтепродуктопроводу «Прикарпатзападтранс» из-за неопределенности с собственностью на трубу, но в июне поставки по нему возобновились, поясняет представитель «Транснефти». Сейчас компания выполняет все заявки на поставку топлива, но если транзит через Украину в Венгрию возобновился в прошлогоднем объеме, то потребление в самой Украине заметно сократилось, уточняет он.

Парадоксально, но пока Киев планирует сокращать зависимость от российского ядерного топлива, «ТВЭЛ», дочерняя компания «Росатома», только наращивает обороты экспорта в соседнюю страну: по итогам полугодия поставки российских топливных блоков (твэлов) на Украину в денежном выражении увеличились почти вдвое до $339 млн, в абсолютном – на 77%. В «Росатоме» этот рост объясняют сезонностью. Его поставки украинскому «Энергоатому» во многом зависят от графиков планово-предупредительных ремонтов на энергоблоках, объясняет замдиректора департамента коммуникаций госкорпорации Владислав Бочков, и от конъюнктуры мирового рынка компонентов и сырья. «Что касается натуральных объемов тепловыделяющих сборок, то они в этом году сопоставимы с прошлым годом, большая часть программы на текущий год уже выполнена и оплачена, все обязательства выполняются как по срокам, так и по объемам, никаких срывов не было, – уверяет он. – На долгосрочные партнерские отношения не может и не должна влиять никакая политическая конъюнктура, в атомной энергетике приоритет – это безопасность».

Положительную динамику зафиксировали также поставки азотных минеральных удобрений (в денежном выражении они выросли на 32% или $30 млн до $126 млн, в абсолютных значениях — на 60% до 522 000 т). Сотрудник одной из компаний – производителей минудобрений подтвердил РБК, что в 1 квартале 2014г. поставки аммиачной селитры (нитрата аммония) на Украину выросли по сравнению с началом 2013г. Рост, правда, был не на 32% (как указывает статистика ФТС), а примерно в два раза меньше, уточняет он. Зимой украинские заводы компании Ostchem [входит в состав финансово-промышленной группы Group DF украинского миллиардера Дмитрия Фирташа] работали нестабильно, с простоями, в результате на внутреннем рынке Украины возник дефицит на минудобрения, который закрывали в том числе российскими поставками, рассказывает собеседник РБК.

Что ввозили

С украинским импортом у России дела обстоят неважно еще с позапрошлого года: в 2012г. он сократился на 11%, в 2013 — на 12%. Конфликт этого года между странами только ухудшил ситуацию. Тем не менее, ряд отраслей показали опережающий рост показателей.

Больше всего — около $100 млн — в копилку импортных поставок внесли турбовинтовые двигатели и газовые турбины. Двигатели для России, как военного так и гражданского предназначения, на Украине делает только предприятие «Мотор Сич».

На третьем месте по росту стоимости — не поименованные пищевые продукты. В первом полугодии 2014г. их импорт вырос почти вчетверо — с $20 млн до $76 млн. Объяснить феномен эксперты затрудняются. Под этой строкой проходят разные товары, в том числе жвачка, белковые концентраты, спиртовые полуфабрикаты, сахарные сиропы и сырное фондю. «Под видом таких продуктов могут ввозить запрещенные санкциями товары, — не исключает гендиректор Московской международной бизнес-ассоциации, председатель Комитета по развитию потребительского рынка ТПП Александр Борисов. – Такой способ — прикрытие нелегальных товаров легальными кодами таможенной номенклатуры — хорошо известен».

Среди лидеров роста поставок  также: ферросплавы, железнодорожные локомотивы, паровые турбины, буксиры, соевые бобы и, что удивительно, молочные пасты (широкий спектр товаров, близких по составу к запрещенному санкциями молоку): если в первом полугодии 2013г. Россия получила 120 т такого продукта, то за 6 месяцев 2014г. – 3 385 т; в денежном выражении поставки молочных паст выросли в 32 раза с $0,5 млн до $17 млн.

Под видом паст могут провозить по серым схемам любые продукты, близкие к ним по составу, не исключает независимый эксперт по ВЭД и консультант Русской школы управления Петр Травинский. А вот рост поставок сои для него неудивителен. «Соевые бобы, точнее, отходы производства сои используются не только в обычной пищевой промышленности, но и как корм для скота, — поясняет он. — Учитывая, что 90% сои в России выращивается на Дальнем Востоке, где из-за сильного наводнения в прошлом году был потерян весь урожай, российскому бизнесу пришлось восполнять потери, а с Украиной торговля [соевыми бобами] пока беспошлинная».

Удивительно и то, что тепловозы, рост поставок которых фиксирует ФТС, для России делал Луганской тепловозостроительный завод (входит в «Трансмашхолдинг»). Как минимум весь второй квартал 2014 года на территории Луганской области идут активные боевые действия.

Что потеряли

Больше всего пострадал экспорт российских легковых автомобилей: за 6 месяцев этого года украинцы получили на 13 263 машины меньше (всего новых владельцев на Украине обрели 2 426 авто), чем в первом полугодии 2013г. В денежном выражении без учета динамики цен падение составило около $127 млн. В январе–июне 2014г., по данным Ассоциации автопроизводителей Украины, АвтоВАЗ продал на украинском рынке 1 577 Lada. В начале апреля российский завод сообщал o приостановке поставок машин в страну.

Сократились и поставки на Украину удобрений, содержащих азот, фосфор и калий: за два квартала реализовано на 110 000 т или почти на $84 млн меньше, чем за тот же период прошлого года. Среди пострадавших также плоский прокат, части железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамваев, аммиак, холодильники, автозапчасти, шины и покрышки.

Россияне же потеряли значительную часть украинских грузовых железнодорожных вагонов, электротрансформаторов и металлопроката. Из еды больше всего просели поставки шоколада, сыра и творога . Украинский шоколад пострадал еще прошлым летом, когда Роспотребнадзор ввел запрет на ввоз кондитерской продукции украинского предприятия Roshen, входящего в бизнес-империю нынешнего президента Украины Петра Порошенко. Теперь с сентября 2014г. запрет коснулся продукции и остальных украинских кондитеров. Сыр и творог из Украины попал под запрет с апреля: российские надзорные органы начали с нескольких производителей, постепенно расширяя круг запрещенных поставщиков. Полный запрет на молоко и молочную продукцию из Украины вступил в силу с 28 июля.

Заметно просела и секретная торговля между соседями. Сделки, проходящие под секретным кодом ФТС, потеряли $157 млн в денежном выражении, опустившись с $176 млн до $22 млн. «В эту группу входят товары, относящиеся к гостайне», — пояснили в ФТС.

Что получим

В продолжении падения торговли с Украиной эксперты практически не сомневаются: даже примирение не способно развернуть негативный тренд. Тем более, ряд запретов на импорт продукции введен уже в третьем квартале, а запрет на поставку военной техники в Россию, введенный в конце марта, будет иметь отложенный эффект. В 2013г. Украина экспортировала в Россию товаров и услуг на $15 млрд или 24% от своего общего экспорта, напоминают в Центре развития НИУ ВШЭ, а из него треть составляли экспорт машин и оборудования, значительная часть которого может относиться к продукции военного назначения.

Падение внешнеторгового оборота не может не отразиться на самочувствии экономик обеих стран, признают экономисты, правда, украинцам достанется больше. В этом году вместо $16 млрд экспорта с Украины в Россию может остаться всего $5 млрд, прикидывает директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева. Для России с ВВП в $2 трлн общее сокращение импорта на $10 млрд значительного эффекта на экономику не окажет, продолжает она, а вот для украинской экономики, размер которой еще до всех событий был около $200 млрд, ситуация выглядит гораздо хуже. Правда, эффект от разрыва отношений с Россией будет не так бросаться в глаза на фоне разрушенной инфраструктуры и подорванного потенциала промышленности, уточняет Цепляева.

Экономика Украины сейчас в тяжелом состоянии, отмечает Дмитрий Федоткин из «ВТБ Капитала»: ухудшение торговых отношений с Россией, военные действия на юго-востоке страны, резкое падение внутреннего спроса и сокращение производства могут привести к рецессии, несмотря на все теоретические плюсы соглашения с ЕС. С апреля инвестбанк прогнозирует падение ВВП Украины по итогам года на 6–7%, но этот прогноз может быть пересмотрен. Весенний прогноз, естественно, не учитывал того, что произошло в стране в последние месяцы, поясняет аналитик. Для Украины падение торгового оборота с Россией гораздо более чувствительно, соглашается старший научный сотрудник Центра развития Сергей Пухов, но опережающее сокращение импорта положительно для украинского ВВП: традиционный для нее торговый дефицит в этом году будет в несколько раз меньше. Это своего рода коллизия: девальвация гривны и резкое сокращение внутреннего спроса толкают экономику вниз, а сокращающийся импорт поддерживает ее на плаву.

Но России не стоит радоваться. «Сокращение импорта с Украины непременно скажется на российской инфляции, предупреждает Цепляева. — По нашим подсчетам, это около 1 процентного пункта». Среди импортируемых товаров было много продуктов, более дешевых, чем в среднем по России или импортируемых из стран ЕС, поясняет она, и уже в третьем квартале года эти ограничения могут привести к скачку цен на целые группы товаров в России. Сокращение торговли с Украиной — малая часть общего падения внешней торговли, подчеркивает Пухов. По его оценкам, только импорт по итогам этого года из-за международных санкций может сократиться на $24 млрд. Сильной поддержки рублю при этом в «Центре развития» не ждут из-за продолжающегося падения цен на нефть и ожидаемого оттока капитала на уровне $100–130 млрд.

RBC


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Новости