Что изменится в новом Таможенном кодексе ЕАЭС?

« Назад

Что изменится в новом Таможенном кодексе ЕАЭС? 01.11.2017 12:15

С 1 января 2018 года вступит в силу Таможенный кодекс ЕАЭС, которого долго ждали как участники ВЭД, так и сами таможенники. Новый документ в отличие от ныне действующего кодекса гораздо лучше соответствует современным реалиям и содержит в себе массу новшеств. Что изменится в новом документе?

 


Новая структура

Авторы нового кодекса сильно переработали структуру документа. Старый Таможенный кодекс был поделен на две части: общую и специальную. При этом в документе было 8 разделов, 50 глав и 372 статьи. Одним из существенных недостатков документа было то, что многие вопросы регулировались на национальном уровне, а также ряд аспектов регулировался 20-ю международными соглашениями, которые порой противоречили сами себе. В результате сам Таможенный кодекс не в полной мере выполнял свой функции, а в союзных государствах была масса отличий по реализации механизмов осуществления таможенных процедур.

В новом Таможенном кодексе гораздо больше вопросов было поднято на уровень Евразийской экономической комиссии. Документ стал намного шире. Он не делится на части, в нем 61 глава, 9 разделов, включая переходные положения, в которых указано, как действовать, если на момент вступления в силу ТК ЕАЭС еще не начнут действовать дополнительные Решения ЕЭК.

 

Tam Kod 1

 

Зеленый свет электронному декларированию

Старый Таможенный кодекс существенно тормозил внедрение технологии электронного декларирования. И это не мудрено: когда его только создавали, о повсеместном внедрении электронного декларирования было говорить еще рано. Новый документ устанавливает приоритет электронного декларирования и обозначает лишь отдельные случаи, когда декларирование может осуществляться в письменной форме, к примеру, в отношении товаров, пересылаемых в МПО, при декларировании товаров для личного пользования и так далее.

 

Tam Kod 2

 

Декларация без лишних документов

Новый Таможенный кодекс предусматривает возможность подачи декларации на товары, а также транзитной декларации или декларации на транспортное средство без представления таможенному органу документов, на основании которых они заполнены. Раньше такой возможности не было, и это приводило к дублированию электронных документов бумажными.

 

Tam Kod 3

 

Автоматический выпуск и автоматическая регистрация деклараций

Старый Таможенный кодекс практически убивал на корню эти две технологии, поскольку, согласно документу, поместить товар под таможенную процедуру, в том числе выпустить его на внутренний рынок или экспортировать, мог только живой человек – должностное лицо, как и отказать в регистрации. В свою очередь, автоматический выпуск и регистрация шли бы вразрез с наднациональным законодательством.

Новый документ разрешает использовать информационную систему и выпускать грузы без участия человека.

 

Tam Kod 4

 

«Единое окно»

Новый документ сделает возможным работу принципа «Единого окна». Если раньше статья 176 ТК ТС гласила, что лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для выпуска товаров, то теперь такая информация может и не предоставляться таможенному органу, если необходимые сведения таможенники могут получить сами из информационных систем государственных органов, в том числе из систем стран-членов ЕАЭС. Фактически новый Таможенный кодекс создаст возможность для более широкого межведомственного взаимодействия.

 

Tam Kod 5

 

Предварительное информирование по-новому

В новом документе сильно изменятся положения относительно предварительного информирования. В старом кодексе предварительному информированию было посвящено крайне мало информации. Более широкое освещение оно получило в Соглашении «О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» от 21.05.2010 г., однако и в нем было слишком много «воды» и отсылок на национальный уровень.

Теперь положения ТК ЕАЭС по предварительному информированию стали шире. Состав предварительной информации разделился на два вида. На информацию, которая будет предоставляться в обязательном порядке для оценки рисков и принятия предварительных решений о выборе объектов, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля. И предварительную информацию для ускорения совершения таможенных операций и оптимизации проведения таможенного контроля, которая будет предоставляться по желанию участника ВЭД.

При этом новый кодекс разрешает предоставлять предварительную информацию в виде электронного документа. Такая информация будет использоваться при прибытии товаров на территорию стран ЕАЭС, помещении товаров на хранение и в некоторых других случаях. Кроме того, теперь установлено, что в качестве предварительной информации могут использоваться сведения, заявленные в таможенной декларации в виде электронного документа.

Также ЕЭК разработает отдельные решения для предварительного информирования на воздушном, автомобильном и железнодорожном транспорте.

 

Tam Kod 6

 

Грузы будут выпускаться быстрее

В новом кодексе заложена возможность сокращения сроков выпуска. Сейчас срок выпуска составляет один рабочий день, следующий за днем регистрации декларации, и лишь для некоторых случаев – 4 часа. В ТК ЕАЭС отмечается, что выпуск должен быть завершен в течение четырех часов с момента регистрации таможенной декларации, в том случае, если не были запрошены документы для таможенного и иных видов контроля. Если же какие-то документы запросили, то срок выпуска будет составлять, как и сейчас, не позднее одного дня. При этом в новом кодексе останется прежняя норма о том, что в определенных случаях срок выпуска может продлеваться до 10 рабочих дней.

 

Tam Kod 7

 

Новое в таможенных процедурах

Сегодня ТК ТС регламентирует 14 процедур. Однако есть и другие процедуры, действие которых регулируется отдельными нормативными актами. Так, международные соглашения регулируют свободную таможенную зону и свободный склад, а нашим национальным законодательством регулируется специальная таможенная процедура – процедура, при которой отдельные категории товаров по перечню и в соответствии с условиями, которые установлены Комиссией Таможенного союза, ввозятся в Россию или вывозятся из России без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений, за исключением некоторых случаев.

Таможенный кодекс ЕАЭС регулирует все 17 таможенных процедур, что удобно для их единообразного применения во всех странах ЕАЭС.

 

Tam Kod 8

 

 

Все, что касается таможенных процедур, теперь содержится в четвертом разделе и охватывает целых 18 глав. Законодатели решили внести массу изменений и в различные аспекты функционирования таможенных процедур. Так, например, были разделены случаи приостановления, возобновления, прекращения и завершения действия таможенных процедур, было указано, какие процедуры являются завершающими, а какие – приостанавливающими действие других процедур. В новом документе четко разграничено, какие процедуры применяются к отечественным товарам, а какие – к иностранным.

Была дополнена терминология. Появились термины «условия помещения под таможенную процедуру» и «условия использования в соответствии с таможенной процедурой», которые внесли ясность для участников ВЭД.

В новом документе множество дополнений и уточнений по отдельно взятым таможенным процедурам. Так, например, для товаров, которые ввозятся по процедуре временного ввоза без уплаты таможенных пошлин и налогов, существенно расширен перечень случаев, когда допускается использование таких товаров без разрешения таможенных органов.

По процедуре беспошлинной торговли будет разрешено создавать магазины DUTY FREE не только в зоне вылета, но и в зоне прилета. В статье 243 ТК ЕАЭС теперь сказано: «Товары, помещенные под таможенную процедуру беспошлинной торговли, реализуются: физическим лицам, убывающим с таможенной территории Союза; физическим лицам, прибывающим на таможенную территорию Союза; физическим лицам, выезжающим из одного государства-члена в другое государство-член, и физическим лицам, въезжающим в одно государство-член из другого государства-члена».

 

Изменятся формы и меры таможенного контроля

В старом Таможенном кодексе все инструменты таможенного контроля назывались формами. Они регламентировались статьей 110 ТК ТС, которая предусматривала 12 форм: проверку документов, устный опрос, получение объяснений и так далее. В новом кодексе подход сильно изменится. Будет 8 форм таможенного контроля и 13 мер – способов, которые будут их обеспечивать.

 

Tam Kod 9

 

Деятельность в области таможенного дела

В Таможенном кодексе ЕАЭС для лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, выделили отдельный восьмой раздел. При этом в перечень уже существующих видов деятельности добавили такой вид деятельности, как «Владелец таможенного склада», – раньше он регулировался отдельным соглашением между странами.

Однако больше всего изменений претерпели положения, которые касаются деятельности уполномоченных экономических операторов. Многие аспекты работы, которые раньше регулировались на национальном уровне, теперь содержатся в ТК ЕАЭС.

По новому законодательству, Уполномоченный экономический оператор – это юридическое лицо государства-члена ЕАЭС, признанное таможенным органом уполномоченным экономическим оператором, которому предоставляются специальные упрощения. По новым правилам, статус УЭО может получить только юридическое лицо государства-члена ЕАЭС, ранее компания могла быть нерезидентом.

Еще одно новшество заключается в том, что теперь свидетельство, которое получит компания-УЭО, может быть трех типов. Каждое из них предполагает разный перечень специальных упрощений, которыми тот будет пользоваться. Свидетельство первого типа предполагает 7 преимуществ, второго типа − 6, третьего типа – 13. При этом свидетельство третьего типа соединяет в себе требования, условия и преимущества двух других типов свидетельств.

Установлено, что операторы, имеющие свидетельства второго или третьего типов, относятся к низкому уровню рисками, и это будет влиять на проведение досмотров и осмотров товаров.

Таможенный кодекс ЕАЭС расширил перечень субъектов, которым может быть предоставлен статус УЭО. Раньше это мог быть только декларант, однако теперь этот статус могут получить также таможенные представители, владельцы складов, таможенные перевозчики и владельцы таможенных складов.

Для того, чтобы компанию включили в реестр, необходима сумма, эквивалентная не менее 1 миллиону евро, однако в новом кодексе эту сумму можно уменьшить. Например, если свидетельство первого типа не приостанавливалось в течение 6 лет, то на 7-й год УЭО достаточно будет заплатить обеспечение не менее чем на 150 тысяч евро.

Еще одно нововведение в том, что статус УЭО будет признаваться всеми государствами-членами ЕАЭС. Более того, государства, не входящие в ЕАЭС, тоже смогут предоставлять уполномоченным экономическим операторам специальные упрощения на взаимной основе.

 

Интернет-покупки

В новом кодексе будут важные изменения не только для лиц, работающих в таможенной сфере, но и для всех россиян, совершающих интернет-покупки за границей. Согласно документу, Евразийская экономическая комиссия будет определять верхние ценовые и физические объемы беспошлинной торговли, а на национальном уровнен сами страны смогут устанавливать еще более низкие нормы.

При этом лимиты на беспошлинные покупки уже установили. В 2018 году товаров беспошлинно можно будет закупить на 500 евро: сверх этой суммы покупателю придется заплатить пошлину в размере 30%, но не менее 4 евро за каждый килограмм. Через два года после вступления ТК ЕАЭС беспошлинно можно будет приобрести товары в зарубежных интернет-магазинах только на сумму 200 евро, с покупок сверх указанной суммы будет взиматься таможенная пошлина в размере 15%, но не менее 2 евро за килограмм.

 

Отсрочка таможенных платежей и отложенное определение таможенной стоимости

Новый Таможенный кодекс предоставляет участникам ВЭД возможность уплаты таможенных платежей с отсрочкой в один месяц со дня, следующего за днем выпуска товаров, в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, но при условии уплаты начисленных процентов. В ряде случаев можно пользоваться отсрочкой и до шести месяцев – если какой-то форс-мажор, поставка в рамках международных договоренностей или поддержка сельскохозяйственной деятельности, отмечается в статье 59 ТК ЕАЭС.

Еще одно нововведение состоит в том, что вводится порядок отложенного определения таможенной стоимости. В п. 16 ст. 38 говорится, что в случае, если при таможенном декларировании товаров их таможенная стоимость не может быть определена на дату регистрации декларации и отсутствуют документы для ее расчета, то можно отложить определение точной величины таможенной стоимости товаров. В этом случае допускаются определение и заявление таможенной стоимости товаров на основе имеющихся у декларанта документов и сведений. Исходя из нее, будут уплачиваться все пошлины и налоги. Однако после того, как будет заявлена точная стоимость, необходимо будет доплатить платежи.

Это лишь самые главные из изменений, которые начнут действовать со следующего года. Документ содержит в себе множество других не менее важных новшеств.

 

Подводя итог, можно отметить, что разработчики ЕАЭС проделали колоссальную работу над тем, чтобы привести текст нового документа к современным реалиям внешнеэкономической деятельности. Нормы старого кодекса тормозили введение многих технологий, поскольку приоритет отдавался бумажным документам, а множество отсылок к международным и национальным нормативным актам не только путали участников ВЭД, но и обесценивали сам кодекс как основной руководящий документ. Фактически его «хватило» на пять лет, после чего нормы стали устаревшими и не актуальными. Сегодня можно с уверенностью сказать, что новый кодекс на голову выше своего предшественника. Однако пока остается лишь догадываться, насколько его хватит. Все будет зависеть от того, будем ли мы идти в ногу со временем и внедрять современные технологии.

ПРОВЭД


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Новости